Современное русское ухо “лживые” или фантастические саги исландцев о троллях, великаншах, колдунах, надевавших кожу другого человека, оборотнях и тому подобного воспринимает как заведомый вымысел.
Литературоведы обычно не задаются вопросами о реалистичности написанного, относя это средневековое творчество к народной фантазии, независимо оттого, верили ли в эти саги сами исландцы. А трактат товарищей Якоба Шпренгера и Генриха Инститориса "Malleus Maleficarum", где излагается систематическое опровержение доводов об отсутствии колдовства, считается воплощением самых темных суеверий и самым мрачным из всех трудов по демонологии. То, что называли колдовством, прогрессивная общественность и тогда и сейчас склонна видеть проявлениями традиционных обычаев народа. Обычаи народов и впрямь бывают разные - к примеру, одним народам заповедовали обрядовые кровавые жертвоприношения и они им следуют, у других таких традиций нет. Соответственно и менталитет у людей разный, не говоря уже о менталитете дикарей. А были ли у инквизиторов вообще причины говорить столь нетолерантно и заниматься экстремистскими призывами к сожжению?
Здесь читатель должен поразмыслить, стоит ли читать далее.
Сегодня вечером люди, считающие себя "свободными от предрассудков" будут подбирать костюмчик мертвеца на Хэллоуин, но ничто не может сравниться с этой парой жутких брюк, которые носили колдуны в Исландии 17 века сделанные из кожи "мертвого друга".
Неясно, на самом деле, насколько отношения между первым владельцем "штанов" и любителями подобного секонд-хенда были дружескими, но, согласно существующей в наше политкорректное время легенде, таковая деликатная сделка заключалась между двумя друзьями, и дескать, после смерти товарища, с него со скорбью сдирали кожу, чтобы сделать себе штаны оригинального фасона или то, что называют "necropants", которые использовались в целях традиционной магии. Таковую легенду рассказывают посетителям исландского музея колдовства в Holmavik. Трогательная дружба двух мужиков и использование слова-мема "друг", может быть и не вызывает у экскурсантов чувство умиления, (так как далеко не все являются сторонниками столь нетрадиционных отношений), но значительно притупляет мысль о том, что сдирание кожи с ног могло носить не такой уж и добровольный характер, как это описывают искусствоведы.
Для того, чтобы носить necropants (nábrók на местном наречии) колдун должен был получить разрешение от живого человека - использовать его кожу после смерти. По описанием, содержавшимся в документах оккультных практик 17-го века, колдуны носили эти кожаные штаны и днем и ночью, а кожа трупа ими ощущалась как собственная.
Чтобы эти мрачные детали гардероба хорошо носились, колдун должен был украсть у бедной вдовы монетку. И положить её в мошонку. Монетку можно разглядеть на фотографии справа от штанов. Деньги в мошонку клались с той целью, чтобы "мошонка никогда не была пустой". Смысл здесь двойной, имеется в виду не только богатство, но производное (в русском языке) слово "мошонка" от слова "мошна" приобретает неожиданное и не всеми ранее осознаваемое значение.
Кроме того в мошонку вкладывали "верификационную грамоту", бумажку без которой всё затеянное было не действительным - амулет с магическим знаком (тоже присутствует на фото):
Музейщики говорят, что ношение "штанов мертвеца" было "необычным поведением" людей в фолклерном духе, но историки утверждают, что "necropants" колдуны носили всю жизнь до смерти, и передавали другому. Если колдун не передаст "штаны" перед смертью, его сожрут "вши". Что имеется в виду под "вшами" - тоже вопрос. А если передаст - наследника ждет богатство. Видим нехитрую мотивацию к продолжению "традиций". Для обеспечения передачи судьбы владелец штанов должен был при передаче вытащить ногу из левой штанины, а наследник в нее проденуть, одновременно. И тогда его ждет нескончаемый поток монет.
***
Жрецам майя тоже нравилось переодеваться в свежесодранную шкуру принесенных в жертву людей и обычно ими были девушки. Такие были традиции. И сейчас есть последователи. Да вот, сами убедитесь:
Мне тут же возразят, что эти хелоуиновские (какое трудновыговариваемое слово) костюмчики не идут ни в какое сравнение с содранной кожей живого человека. Это просто прикольная традиция. Как знать... Как знать...
***