"Улыбки веков"
Так называлась серия "работ" моего давнего приятеля Игоря. Чем только человек в жизни не занимался - был циркачем, таксистом, археологом, художником, работал в "горячем цеху" (где "смертельно устал и уволился", как написал он в заявлении об уходе), работал зятем большого писателя, сам писал, работал диссидентом. Искал себя. Нарожал с третьей женой 10 детей. Развелся - и с четвертой женой родил девочку. В жизни его помотало изрядно, но жизнерадостнее его я не видел человека. В конце-концов он увлекся эзотерикой, стал практиковать "ребёфинг" и "роды в воду".
Так вот, решив однажды что "скульптор" тоже неплохая профессия, он создал "Улыбки веков" - глинянные маски, коряво сделанные и плохо обожженные, которые носили некоторое портретное сходство с членами политбюро. Во всяком случае, Игорь краем глаза явно поглядывал на эти портреты. Изваяв их за пару дней, он оттащил их на худсовет выставки чему-то значительному посвященной, вроде 60-летия Октября. В выставкоме, при просмотре, комиссия сначала замерла на несколько минут разглядывая рельефы, затем все стали натурально и всё громче ржать. Завернули ему работы. Мотивировали тем, что он не член Союза.
Удивительным образом шедевры были похожи на портреты питекантропов и неандертальцев из мастерской Герасимова.
Первая и единственная попытка стать скульптором не удалась.
***
Лесок слева - дубовая роща. Местным пейзанам несколько сот лет, вплоть до "перестройки", было запрещено вырубать растущие в этой местности дубовые деревья. И все окрестные избушки-дома здесь традиционно слагались из бутового камня, которого в избытке выходит из черной земли в оврагах и по берегам рек. Но балки, перекрытия, потолки повсюду браконьерски делались из дуба, само-собой, несмотря на запрет. Сейчас, в наступившие на Россию времена победившей демократии, дуб - дерево уже редкое даже для этих мест. Пересохшая, за несколько столетий до широкого ручья, речка впадает в Дон. Справа за лесопосадками сделанными во времена СССР когда-то была обнаружена стоянка древних людей 30-тысячелетней давности. Обнаружена случайно - мальчишки нашли полированный каменный топор и каменные наконечнки стрел. Отнесли в школу. Там связались с археологами, которые чуть покопавшись нашли древнюю керамику более позднего времени. Культурные слои здесь лежат вглубь до десятков метров. Совсем недавно в этих местах, не прекращаясь тысячелетиями, кипела жизнь, по высохшему руслу реки, заросшему сочной травой паслись тучные стада, а на горках стояли каменные крестьянские дома. Сейчас всё заросло, запустело, леса активно вырубаются - это выгодно. Поля не засевают - не выгодно. Впрочем так повсюду.
Берега Дона в верхнем течении - это колыбель нашей цивилизации - и это без пафоса. Недалеко от этих мест, выше по течению, ставшее знаменитым село Костёнки. Возраст древнейших поселений человека там составляет от 42 до 45 тысяч лет.
Археология наука затратная. Чтобы что-то "открыть" - нужно это отрыть. И "тормоза" в этой науке объясняются банально - отсутствием средств. С одной стороны, - Костёнки явление уникальное во многих отношениях, и прежде всего в мировом его значении - с другой: что по верхнему Дону не копни, где угодно, повсюду - наткнешься либо на палеолитическую стоянку , либо на древнерусское городище.
Этим летом я заглянул в краеведческий музей когда-то славного, а ныне депрессивного, как и все подобные другим мелким городкам РФ, города Данков. Меня интересовала судьба огромной (по описаниям) черной каменной бабы, вывернутой плугом трактора из чернозема лежащего километров за пять слева от того дубового леса на фотографии. В "музее", когда-то бывшем храме, я, очевидно, был редким посетителем который задает конкретные вопросы, и две его сотрудницы, изумившись этому обстоятельству, охотно рассказали, что, дескать, да - был такой случай лет тридцать назад. Но судьба скульптуры неизвестна - кто-то приехал, погрузили и отвезли в неизвестном направлении. Должно быть в Москву. И вообще, вся экспозиция, которая относится к палеолитическим временам, по сути собрана любопытствующими местными жителями, чаще деревенскими школьниками, то тут, то там собирающим черепки и камешки. Нет ни одного экспоната, который был бы передан на хранение от какой-либо научной экспедиции. Коллекция в музее немногочисленная, но примечательная. Тут и керамика с ромбовидными узорами, и диоритовые топоры-молоты, костяные гребешки и гарпуны, мелкие статуэтки "божков". Наиболее ценной мне (для меня) представилась информация о местоположении находок. Фотография местности соответствует примерно точке, отмеченной на нижнем участке карты кружком №35.
Все находки здесь, по большей части, случайны - сделаны на берегу реки на протяжении десятков километров данковского района, который неизвестен широкому "научному миру". Почему находки "случайны" - понятно - где-то песочек с берега осыпался - а в нем камешек любопытный. Чуть покопали рядом - другой нашли. Заниматься этим делом целенаправленно можно только зная где копать. У археологов руки не доходят, а может быть есть и другая-какая причина этим не заниматься. Есть же Костёнки? И будет с вас. Ну... вот вам еще и Сунгири, в довесок. Достаточно. Чтобы не зазнавались.
Я не уверен, что наши предки заселяли исключительно берега рек - просто на берегу артефакты легче отыскать. Селяне не все любопытны, и камешек в огороде рассматривают как лемеха помеху. Впрочем, на ловца и зверь бежит. Пока я лукаво мудрствовал в тех местах, размышляя, как бы это типа экскаватор пригнать в виде пару взводов стройбата с лопатами в руках, мне притащили, похвастаться, "камешки с огорода". Очень примечательные камешки. Человек тот из любви к прекрасному сотворил из них вазу при помощи клея "момент". Удивительно эстетское получилось изделие - просто "Улыбка веков".
Да что там Дон... любое место России - артефакт. Сама Россия - артефакт, доказывающий связь времен.
Палеолитические находки и стоянки древних людей в Европе широко известны, (как и раскрученный бренд "кроманьонец", обозначающий "человека разумного", или "неандерталец" - названных так по месту обнаружения) - но, единичны. И не идут ни в какое сравнения с находками сделанными на территории России как по численности, так и по древности. Впрочем, отдельные западные исследователи признают, что "Европа началась из России". И признать это - восстановить "this huge missing peice of the jigsaw puzzle" (этот огромный недостающий кусок головоломки) - понять, откуда взялись
celo vieca
Если Вы родились до "перестройки", то детьми, возможно играли в ныне забытые и жесткие русские игры как "лапта", "царь-горы", "чижик" и пр. . Или в "казаки-разбойники". Это когда что-нибудь ищешь, а на пути находишь подсказки-символы. Причем, по правилам игры, символы, (самый простой из них стрелка), могут быть запутанными, но не должны быть ложными.
Это не особенно относится к данной теме, но в тех библейских местах на деревьях растут такие вот буковки, как на фотографиях ниже. Как будто детским прибором для выжигания их отгравировали на коре. Они показываются на несколько дней - и зарастают. Успеем прочитать? А понять?
Архивариус (с)
To be continued
< Предыдущая | Следующая > |
---|
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи.