Четверг, Марта 28, 2024

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Неделю назад, я разместил в ФБ  крошечную статью об ангельских чинах наиболее близких к Богу, где провел аналоги между иудейским пониманием "серафима" как огненного змея и египетским, где в той же роли, как символ божественной власти, выступает крылатый "урей ". Аналоги настолько явные в своей  схожести, что трудно найти возражения. Однако они появились у читателей и в частности у тов. Martin Lemke:

- Очень на мой взгляд натянуто. Египетский миф в иудаизме имеет совершенно неясное происхождение, в библейском иврите нашли кажется всего 10 слов которые можно отнести к египетским, вроде названия птицы удод.
География Египта в библии использует топонимы 7-го века до н.э. В Египте 5-4 веков были еврейские колонии, одна, кстати, с храмом Яхве, причем община была не в курсе что нужно отмечать Песах, то есть выход из Египта
Исходя из этого все версии про египетский след можно смело отправлять в помойку. Ханаанская религия доминировала над египетскими божествами, скорее египтяне принимали ханаанских богов, чем наоборот. Семитская демонология и ангелология скорее уж вавилонская, да и то, слишком уж оригинальна чтобы всякую ерунду ещё и заимствовать.
А может и нет конечно. Эта демонология и правда внезапно яркая и уже при пророках неплохо разработанная. Хотя конечно могли какие-нибудь персидские мотивы переписать один в один, приписав Исаии. Вся еврейская мистика это реально загадочная история, вполне тянет на заимствованную, но Египет сюда тянуть это реально сову на глобус.

На что я ему возразил:

- Как Вы решитесь отправить египетский след на помойку, если Моисей, основоположник иудаизма, служил при дворе фараона верховным жрецом? Подумайте об этом.
Разумеется, как и в любой религии сведения об их основоположниках (а Моисей основатель иудаизма и это бесспорно) больше держатся на вере. Сведения о Моисее Вы может почерпнуть из четыре официальных книг Пятикнижия (Исход, Левит, Числа, Второзаконие), составляющие эпопею Исхода евреев из Египта, на которой и основывается иудаизм, как таковой.

Этого оказалось недостаточно для того чтобы восстановить  хотя бы приближенное подобие истины -  спор продолжался,  а далее продолжать дискуссию в неприспособленным для того фейсбуке было бессмысленно. ФБ - крайне неудобный для подобных целей формат. О египетских корнях иудаизма можно много аргументов привести, но вряд ли они будут безоговорочны, учитывая прошедшие с тех пор три тысячи лет и заангажированность темы, учитывая национальные интересы дискуссантов. Этого не избежишь и дурного здесь ничего нет – это естественно для людей.

Однако здесь чтобы что-то конструктивное измыслить вместо препирательств, опираться мы все же должны не на собственные субъективные мнения, а на свидетельства историков древности. Понятно, что товарищи Шекспир и Геродот работали в одном департаменте, а в обеденный перерыв, хлебая жидкие казённые щи, делились творческими планами с сидящем за соседним столом тов. Резуном. И все вместе они  вполголоса ругали господина окружного начальника за жадность…

Но и правила игры в историю, как в науку, никто не отменял, иначе все разговоры об истории бессмысленны. Вот и посмотрим, что нам по этому поводу конкретно говорят не религиозные источники, а официальная история. По поводу Моисея. Конкретно. Ибо не стоит «аще кому хотяше песнь творити, растекашется мыслию по древу, серым волком по земли, шизым орлом подоблакы».

Первая монотеистическая религия известная людям, появилась не в Иудее, а в Египте во времена Эхнатона. Идеи, которые фараон почерпнул в мистериях, с участием «богов», возможно, всё еще передаются в Каббале, религиозной философии еврейских раввинов, которая использует множество мистических символов. Ведь в тех египетских мистериях принимал участие и первосвященник Моисей, основоположник иудаизма. «И научен был Моисей всей мудрости Египетской», (Деян. 7:22). Моисей (Moyses) – это типично египетское имя.

Наверное нужно добавить его в список тех 10 египетских слов, которые нашли в иврите. Моисей - будет одиннадцатое.

Судя по всему, Исход евреев из Египта произошел примерно в это время, немногим позже смерти Эхнатона.

Манефон - древнеегипетский историк и жрец из города Себеннита в египетской Дельте, живший во времена правления в Египте эллинистической династии Птолемеев, в конце IV — первой половине III вв. до н. э.

В конце IV – первой половине III вв. до н. э. историк  Манефон пишет свой знаменитый труд “История Египта” (“Египтика”). Манефон излагает события со знанием дела и является неоспоримым авторитетом, поскольку никого подобного ему историческая наука не знает в то время. В Египтике, Манефон делит древнеегипетскую историю на три периода: Древнее, Среднее и Новое Царства, вмещающих 30 фараоновских династий. Это деление до сих пор используется учеными, как исторически достоверное

Но наибольшую известность, исторический труд Манефона получил благодаря сведениям о египетском жреце Осарсифе. Согласно Манефону, Осарсиф, был родом из Гелиополя и позже взяв имя Моисей, стал предводителем «прокаженных и других нечистых», выселенных фараоном Аменхотепом в бывшую столицу гиксосов Аварис, что на востоке дельты Нила, откуда, судя по всему, и начался Исход. Осарсиф (Моисей) установил для сообщества изгнанных законы и повелел не вступать в общение ни с кем, кроме связанных с ними единой клятвой. Прокаженных принуждают тяжко трудится в каменоломнях и сагетированные Осарсифом, они отправляют посольство к ранее изгнанным из Египта в Иерусалим завоевателям-гиксосам, приглашая объединенными усилиями напасть на фараона. Двухсоттысячное войско гиксосов, объединившихся с людьми Осарсифа-Моисея, покорило страну, вынудив фараона и его сына бежать, после чего захватчики правили Египтом с беспримерной жестокостью 13 лет. По истечении этого срока прокаженные и гиксосы были побеждены и изгнаны армией возвратившегося фараона.

Это -  историческая «антиверсия»  Исхода (в противовес религиозной версии), где бывшие рабы превращаются в угнетателей, которые не покидают, а захватывают Египет. В частности, известна она была и грамматику Апиону, эллинизированному египтянину, которого евреи считают ярым антисемитом и одним из вдохновителей александрийского погрома 38 года.

Через 50 с лишним лет Иосиф Флавий пишет трактат «О древности еврейского народа. Против Апиона». В нем он сначала излагает историю евреев, а затем в самых язвительных выражениях доказывает несостоятельность как рассказа Манефона о Осарсифе-Моисее, так и выпадов Апиона, добавившего к почерпнутым у Манефона фактам обвинение евреев в человеческих жертвоприношениях и каннибализме.

Собственно, мы толком не знаем о трудах Апиона, поскольку они дошли до наших дней лишь фрагментарно, в пересказе его опровергателя Иосифа Флавия.

Дедушка был старый…

Почти через 2 тысячи лет смертельно больной Зигмунд Фрейд, чувствуя что «уже всё равно», работает над серией статей о личности Моисея и зарождении монотеизма «Der Mann Moses und die monotheistische Religion». 1939 г.

В работе над этим циклом Фрейд использовал вовсе не возражения Флавия (о которых прекрасно знал), а историю в изложении Манефона о египетском вельможе и жреце Осарсиф-Моисее, жившим, по мнению тогдашних египтологов, в эпоху Эхнатона, пытавшегося установить монотеизм. Личности Эхнатона отец психоанализа посвятил отдельный труд.

В цикле статей о Моисее, по версии Фрейда, после краха атонического культа верховный жрец Моисей, в возрасте 80 лет, становится предводителем еврейских рабов, которых и обращает в атонизм. Он прививает им порожденные атоническим культом этические нормы, делает в их среде обязательным перенятый у египтян обряд обрезания (это не евреи придумали, отнюдь – и это тоже довод в пользу египетских истоков) и уводит народ из страны, что нам известно из Библии, и что не противоречит книге Исход.

Далее всё у Фрейда драматично. В конце сорокалетнего блуждания по пустыне, евреи, возмутившиеся  жестким управлением и отсутствием удобств, 120-летнего Моисея убивают, а через несколько поколений, осознав вину за содеянное, объединяют элементы его учения - египетского атонизма, с ранним племенным культом Бога Яхве – таким образом формируя иудаизм, и из которого впоследствии родилось христианство – религия убитого и воскресшего Бога, что концептуально тоже похоже на египетские хроники бога Осириса. Кому-то такие аналогии могут не понравиться, но это объективно и основано на тех фактах, которые принято считать основополагающими.

Таким образом, Фрейд использует для своей заключительной работы, завершающей деятельность всей жизни, источник, подтверждающий египетские корни религии еврейского народа, и подлинность которого сомнению не подвергает.

AddThis Social Bookmark Button

Лаборатория - История

1

Авторизация

Простая регистрация на сайте позволит Вам писать комментарии, читать тексты for friend only, ну.. и т.д.

PA

F

Y

ВСЁ ЭТО БЕЗ РЕКЛАМЫ

Сайт поддерживается

исключительно

материальными и

интеллектуальными

усилиями автора.

Если есть желание

поддержать

и тем и другим -

жми на кнопку ниже

Присутствуют:

Сейчас 193 гостей онлайн

Яндекс.Метрика