Тысячи рабочих на швейной фабрике в Бангладеш перестали работать и устроили беспорядки в начале этой недели, требуя… изгнания приведений из здания.
По сообщениям СМИ, более 3000 испуганных работников предприятия в городе Газипур по этой причине занялось массовым вандализмом, круша оборудование фабрики. Полиция применила слезоточивый газ, чтобы подавить бунт.
По мнению Бенджамина Рэдфорда, автора статьи для LiveScience, эта фантасмагорическая ситуация станет понятна, когда мы рассматриваем это в психологическом и историко-культурном контексте событий.
История истерии
Это не первый случай, когда рабочие в Юго-Восточной Азии страдали от таинственных и необъяснимых проблем со здоровьем. С июня по сентябрь 2011 года, более 1000 работников обувной и швейной фабрики в Камбодже сообщили о чувстве усталости, головокружении и тошноте. После оказания медпомощи, они выздоровели и вернулись к работе; за исключением немногих, имеющих затяжные симптомы. Не было обнаружено токсинов или загрязняющих окружающую среду веществ, которые могли бы стать причиной подобных симптомов.
Похожие события произошли в Бангладеш в последние недели, с сотнями рабочих в столице Дакке и других городов. Все жалуются на недомогания с незначительными симптомами и без видимой причины.
(Я приведу этот случай так, как он подавался в наших, российских, СМИ:
«Сотни работников швейной фабрики, расположенной в пригороде столицы Бангладеш Дакки, отравились водой. Большинство из них были госпитализированы с рвотой и болями в желудках. Однако угрозы для жизни кого-либо из них нет. Всего на предприятии работают четыре тысячи человек, сообщает «Газета.Ru».»)
Впрочем, последующие беспорядки в Дакке СМИ приписали к акции протеста против условий труда, после смерти 120 человек при пожаре на швейной фабрике.
По сообщению LiveScience, медицинские власти пришли к выводу, что большинство из этих случаев были связаны с массовой истерией, также известной как массовая социогенная болезнь. Массовая истерия часто начинается, когда люди находятся в состоянии стресса, который, по мнению психологов, преобразуется в физические недуги. Сотрудники больного истерией, его семья и друзья могут также заразиться. Вспышки болезней являются наиболее распространенными в закрытых социальных единицах (таких, как школы, больницы, заводы и фабрики), там, где пострадавшие лица находятся под давлением и стрессом. Страх и беспокойство, связанные с фабричными условиями труда особенно заметны общественности в Бангладеш, из-за обвала в апреле этого года здания швейной фабрики, который похоронил более 1000 работников под руинами.
Призраки массовой истерии.
А как насчет призрака в туалете фабрики в Газипуре, с которого начались массовые беспорядки?
Этот случай необычен тем, что обычно случаи массовые истерии не связаны с призраками. Тем не менее, симптомы истерии часто начинаются с необычных или (по-видимому) необъяснимых происшествий. Есть лишь небольшой шаг отделяющий таинственное, до угрозы здоровью (возможны, скрытые утечки газа или других потенциально угрожающих токсичных веществ).
Вера в призраков широко распространена среди мусульманского населения в Бангладеш, и там не редкость объяснять несчастные случаи и болезни, вмешательством злых духов.
Важно отметить, что не многие из тысячи работников завода утверждали, что они лично сталкивались с призраком.
Не существует никакого реального лечения для массовой истерии, кроме внимания со стороны врачей или других органов (выделено мной. Арх.); симптомы, как правило, идут своим чередом и исчезают так же быстро, как они начались. Фабрики - текстиль, химикаты, запахи, стресс и скука - идеальные условия для развития массовой истерии.
Существует одно существенное различие между большинством случаев массовой истерии и этим случаем: работники завода Газипур (получив сигналы о призраках от больной женщины, и сами затем их увидев) решили, что лечение (независимо от того, насколько оно фантастично) должно иметь ясно и четко определенные средства: ритуал экзорцизма.
Имея это в виду, администрация фабрики провела специальные молитвы на месте, чтобы удалить призраков. Предприятие было закрыто в течение нескольких дней, чтобы дать каждому шанс успокоиться, а когда здание вновь открывается, оно, вероятно, будет свободного от призраков - до следующего раза, когда кто-то опять испытывает нечто странное.
***
Разумеется, ничем другим как истерией подобные массовые случаи с точки зрения современной науки не объяснить - с точки зрения автора всё просто: у людей, сначала у одного, а затем и остальных, по принципу домино, взяла и съехала крыша - и они стали всё крушить. Но, автор,
Я писал об этом немного во второй части WW, но напомню (тем более что мне и на почту присылают сообщения о подобных случаях):
«1885 год: Это странное душевное расстройство впервые описано у мужчин Юго–восточной Азии как совокупность 3 симптомов бредовой или сверхценной убежденности следующего характера:
1. Половой член постепенно или резко сморщивается и уменьшается.
2. Член втягивается в брюшную полость, "проваливается" внутрь тела вплоть до полного его исчезновения.
3. Скорая смерть неизбежна.
Последний симптом сильного невротического страха (вплоть до панических атак) не всегда выражен, являясь логическим азиатским завершением мысли о неминуемости смерти мужчины, лишенного полового члена.
Болезнь охватывала крупные поселения — "мужчины сидят целыми деревнями и боятся, что их пенисы исчезнут, охваченные паникой и страхом смерти, пытаются руками или палочками для еды предотвратить исчезновение, им помогают члены семьи и друзья". После изгнания злых духов лисы (Хули–джинг) гонгом, настойками из моржового (оленьего, тигриного) члена и выбиванием духа из тела, больные начинали подвешивать к пенису грузы–противовесы для оттягивания. В Китае также были придуманы специальные «половые скобы (скрепы)».
Эпидемии фиксировались в Юго–восточной Азии с 1948 г., последняя в 1984 г. охватила более 3000 мужчин в 16 городах и длилась больше года.
В наши дни синдром Коро ("сморщенной головки черепахи", малайский) встречается у европейцев, африканцев и соотечественников, при этом свойственный азиатам страх неизбежной смерти отсутствует.
Последняя эпидемия Коро в Западной Африке привела к массовому насилию в отношении колдунов, "укравших у народа пенисы для кормления злых духов" или "захвативших члены в заложники с целью получения выкупа".
Когда–то этноспецифический, культурно–определяемый ("уход Ян, преобладаение Инь") синдром, Коро сегодня считается одним из примеров универсального бреда дезинтеграции (генитальной ретракции), встречаясь и у женщин (втягивание внутрь уменьшающейся груди, сосков, реже также половых губ).
Заболеванию предшествует бред психофизического воздействия (бред шаманизма, бред отравления соседями, властями) психологическая травма сексуального характера.»
1437 год: "Молот ведьм" (Malleus Maleficarum). Глава VII. "О способе, коим ведьмы лишают мужчин полового члена".
***
Как уже было сказано, каких-то особых методик лечения массовой истерии не существует. Иногда подобными случаями занимаются экзорцисты, иногда, в индивидуальных случаях, достаточно розог. Иногда ни то, не другое, включая медикаментозное лечение, не помогает.
На рисунке показана Мэри Уолкотт, 17 лет, в конвульсиях на полу здания суда во время одного из испытаний.)
Вряд ли медикаментозное лечение получали «салемские ведьмы» в 1692. Тогда, в районе Салем, штат Массачусетс, десятки молодых девушек были обвинены в одержимости (и повешены ) поскольку они бились в конвульсиях, имели обмороки и частые приступы удушья. Все то, что имеет место, к примеру, в этих случаях сейчас:
Недавно Тера Санчес, участница школьной команды болельщиц в северной части штата Нью-Йорк, упала на выступлении в обморок и стала кататься по земле, что тут же привело падению дюжины других девочек этой команды, забившихся в судорогах. Чиновники сначала подумал, что школьницы были отравлены, но психиатры признали это явление, изумившее зрителей стадиона, как случай массовой истерии.
В описаниях всегда присутствуют предположения о том, что люди были отравлены каким-то неизвестным газом и т.п., но специалисты этого не находят. Объяснить это «массовой истерией» - все равно что ничего не сказать или сказать так: - да, бывает. Еще проще объяснить всё социальным протестом. Но приведения - это не потемкинский борщ с червяками - не очень ложатся как причина бунта в марксистско-ленинскую классовую концепцию. Не во всех случаях, по крайней мере.
«Ведьм» из Салема считали одержимыми, а затем им был посмертно вынесен диагноз массовой истерии. Обвинений в колдовстве сейчас больше не выставляют, но симптомы, по сути, те же.
Я не слишком слежу за этой темой и фиксирую только те случаи, которые СМИ предоставляют в свободный доступ. Но их сейчас действительно много. Может быть, эти явления по каким-то причинам прогрессируют, а возможно журналисты уделяют им такое внимание, в результате которого они становятся слишком выпуклыми и заметными.
< Предыдущая | Следующая > |
---|