Фаюмский портрет на самом деле не верно называть "фаюмским" - подобные портреты были также обнаружены во многих других некрополях Египта, кроме Фаюма, включая некрополи в Мемфисе (Саккара), Филадельфии, Антиноополе, Панополе (Ахмим), Марина Эль-Аламейне, Фивах и Эль-Хибе. Однако все они сейчас известны под именем фаюмских портретов. Не совсем верно называть их греко-римскими, поскольку ни у греков, ни у римлян не существовало подобных традиций.
Эти портреты, которые ныне составляют гордость музеев и частных коллекционеров, создавались совсем не для того чтобы посетители могли ими любоваться на стенах.
Первоначальное предназначение "фаюмского портрета" в Египте - замена посмертной маски (в изготовлении дорогой и трудоемкой) живописью на деревянных саркофагах.
Мумии менее состоятельных людей обертывали бинтами. Портреты прикрепляли к лицу умершего так, что из бинтов, его обертывающих, была видна только голова изображенного на портрете человека. Иными словами, из отверстия среди бинтов, как из окна, выглядывало весьма реалистически написанное лицо покойного.
Трудно сказать, насколько правильно демонстрировать публике выломанные из гробов деревянные детали. Моральный аспект этой темы однозначно можно трактовать так, что лучше бы покойникам, в их гробах, дали покой, которого они заслужили. С другой, (искусствоведческой), стороны, египетский портрет - родоначальник всей реалистической европейской портретной живописи. Мало того, писать с подобной реалистичностью в Европе стали намного веков позже.
Фаюмский портрет живописцы писали на деревянных досках, на которые наклеивали паволоку (ткань). Грунтовали гипсом, выравнивали его до блеска. Покрывали пластами сусального золота. Первоначально писали восковыми красками в очень сложной и точной технике горячей энкаустики, которая придавала краскам вечность. Впоследствии стали пользоваться темперой, что было дешевле и писать стало попроще - можно было исправлять изображение и накладывать прозрачные слои красок друг на друга.
В общем, не секрет, что христианская иконопись заимствовала живописную технику создания икон с ритуальных изображений северного Египта.
И если египетские покойники смотрели (пока их не лишили этой возможности) печальными нарисованными глазами из окошек саркофагов на внешний мир, то святые на стенах церквей и иконостасов (окон в мир горний) глядят из внешнего мира на вас, находящихся во внутреннем пространстве храма.
< Предыдущая | Следующая > |
---|