Эдакий истукан («инуксук») стоит на территории Нунавут, которая расположена в северной части Канады.
Европейцев не слишком интересовали тамошние места, и автохтоны так и пребывали бы в каменном веке, если бы на их землях не нашлось меди. Нужно сказать, что сама территория Нунавут была официально присоединена к Канаде совсем вот недавно , в 1999-ом. Возможно у Вас возникнет вопрос, а какое государство до того владело той благодатной землей до начала 21-го века? Земли те имели название «Северо-Западные территории» и когда-то принадлежали «Компании Гудзонова залива» - так тоже бывает, - ну, и если рассматривать вопрос по сути то и сейчас весь русский север от Кольского полуострова до Чукотки владения частных корпораций. Населению может казаться, что территориями управляет государство – а что толку.
Площадь Северо-Западных территорий превышала площадь Индии, а плотность населения там была ниже чем в Гренландии. Население - это эскимосы, а по другому инуиты. Когда-то они перешли Берингов пролив и родственны нашим чукчам-эвенкам по традициям и религии - та же арктического типа раса монголоидов.
Никто толком не знает изначальное предназначение сейдов, древних камней установленных на «ноги». Письменности у северных народов не существовало, а изустный пересказ о них со многими вариациями передавался от шамана к шаману. Но совершенно ясно, что если камни и служили в навигационных целях как реперные точки, то только во вторую или третью очередь. Про инуитские камни мало чего известно, поскольку канадцы прагматично не интересовались до последнего времени их происхождением, да и вообще культурой «малых народов», заменяя ее «толерантностью», а до того и вовсе предпочитая их отстреливать - но вот и лопари, и ненцы и нганасане отмечали ими места жертвоприношений, - конкретно камням преподносились жертвы. Отмечали места обитания «духов-предков», шаманские захоронения или просто опасные для человека места, обиталища подземных гномов «сихиртя». В общем, функциональность сейдов в спектре языческих обрядов разнообразно. Есть легенды, по которым в каменный сейд обращались люди. Или в них жили духи.
В этом смысле использование канадцами сейда, который инуиты называют «инукшут» ("инкусук" - ед.ч.), в качестве символа Зимней Олимпиады несколько двойственное. С одной стороны это что-то типа «национально-аутентичное», с другой стороны – явно языческий символ, связанный с жертвоприношениями, в том числе и кровавыми.
Слово inuksuk означает «то, что делает за человека». Слово происходит от Инук ( «человек») и Сук («заменитель, в смысле «ерзац»). То есть, если в нашем понимании, типа «голем», персонаж еврейской мифологии.
Возможно, кое-кому из организаторов олимпиады, а точнее их консультантам, тоже не нравилась эта двойственность. Назови символ Олимпиады «големом» - ведь многим не понравится, не так ли.
Репу чесали недолго.
- «А давайте назовем «голема» - «Друг» – и дело к стороне» – возникла гениальная идея в чьей-то креативной голове. Сказано – сделано. Инуксук стал называться "Иланаака", что на языке племени инуктикут, проживающего на только что кстати присоединенных территориях, означает «друг».
Таким образом инуксук – «превратился в символ надежды и дружбы, внешнее выражение гостеприимства народа, который каждый день с распростертыми объятиями приветствует друзей из дальних краев». Появились новые легенды о том, что слово «inuksuk» - должно быть трактовано как «вы находитесь на правильном пути». Один такой, огромных размеров каменный Друг-Иланаак установлен на входе в Олимпийский парк и лично встречает всех, кто становится участником или свидетелем соревнований по лыжным гонкам, биатлону, прыжкам на лыжах с трамплина и скоростному спуску с гор на санях - бобслею.
< Предыдущая |
---|