В сербском городе Зарожье в несколько раз выросли продажи чеснока, и деревянные кресты - ходовой товар. Жители объясняют это страхом перед вампиром, оказавшимся на свободе.
Это не сюжет фильма и не часть сценария к нему - действие происходит в реальности, в наше просвещенное время. Пару недель назад местный совет сделал публичное предупреждение, что вампир Сава Саванович теперь на свободе и, возможно, опять охотится.
Паника была спровоцирована тем, что старая мельница, где якобы обитал вампир рухнула. Мэр города Миодраг Вуетич объяснил журналистам, что люди прекрасно знают деяния этого вампира и его легенду - он теперь оказался бездомным и ищет другое жилье, и, возможно, других страшных жертв. Легенда говорит о том, что этот вампир мог летать, превращаясь в существо с крыльями бабочки. (Есть здесь прямая аналогия с американским Mothman).
Разумеется, всё это связывают с древними суевериями, а кое-кто считает это рекламным ходом, с целью привлечь туристов.
С одной стороны, люди с здравым рассудком не поедут в те места, где им угрожает потенциальная опасность. С другой - мы можем наблюдать расцвет туристической индустрии, связанной с неоднократным появлением "мотылька", странного крылатого существа, в американском городке Поинт-Плезант в 1960-х годах, которые подтвердили сотни свидетелей.
Означает ли, что это любопытство сродни переживаниям похождений бесчисленных вампиров перед экраном телевизора?
Да и стоит ли винить людей в языческих предрассудках и древних суевериях, если каждый третий фильм, который идет в кинопрокате, о вампирах? Ну, может не каждый третий, а каждый четвертый, статистики нет - по факту доля присутствия кинематографических вампиров в последние годы очень сильно выросла.
Есть в жизни много странных событий, в том числе и весьма трагических, которые трудно объяснить. В легендах Сербии о вампирах, нежити, жертвы почти всегда были удушены. Или просто падали мертвыми без видимых причин. Иногда замечали, что люди были обескровлены. Вспышки истерии по поводу вампиров в европейской истории связывают с эпидемиями туберкулеза и смертельными язвами. И, якобы, крестьяне, не имели другого способа объяснить внезапную смерть дотоле цветущего человека. В 19-м веке в Новой Англии туберкулез выкашивал целые семьи, одну за другой и люди верили, что первые мертвецы как-то питаются за счет живых членов семьи.
И если у людей когда-то (а может и сейчас) были основания считать вампиров реальными персонажами (судя по средневековым судебным процессам), то сейчас эти суеверия усиленно насаждаются теми, кто и винит людей в суевериях. Вампиров кинематографисты рисуют новой "элитой", изысканно утонченной, и кровь для них даже не кокаин эпохи декаданса начала прошлого века, а средство существования, пища.
"Бизнес на крови", "буржуи-кровопийцы" - что-то в этом есть.
< Предыдущая | Следующая > |
---|